Сегодня мне бы хотелось затронуть следующую тему: «Почему сначала звуки, а потом буквы»
Еще несколько десятилетий назад дети поступали в школу, и при этом они не умели читать и писать. Но наш современный ритм жизни требует большой подготовки ребенка к школе, чтобы его развитие, в основном интеллектуальное, проходило более успешно в школьные годы. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное и умственное развитие ребенка: он учится овладевать речью, и конечно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Не зря же говорят, что русский язык один из сложных языков во всем мире. Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.
Звуко - буквенный анализ слова - это основа и чтения, и письма. Наша цель, это правильно объяснить ребенку. Что же первично: звук или буква?
Изучение звуков и букв идёт параллельно. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок понимал разницу между буквами и звуками. И наша задача объяснить это, причем можно начинать это делать в игровой форме, потому что именно в игре ребенок начинает делать отличия. Дети должны понимать, что буква – это лишь обозначение конкретного звука. Букву можно увидеть и прочитать. Звук можно произнести и услышать.
Изучение звуков и букв должно идти параллельно с обучением чтению. Наша задача сразу исправлять ошибки в чтении, когда ребенок называет не звук, а букву. На своих занятиях мы с ребятами практикуем пение гласных звуков, и тем самым ребенок быстрее запоминает, что есть гласные звуки, которые можно петь и согласные звуки, которые пропеть уже не получится.
Надо понять такую закономерность: звуков намного больше, чем букв, звуки главнее букв, буквы сами по себе ничего не значат, а все качества, например: звонкость, мягкость и т.д., относятся к звукам. Одна буква может обозначать несколько звуков. Поэтому учить говорить и читать мы начинаем именно со звуков.
Уважаемые родители, когда вы дома закрепляете с ребенком пройденный материал, помните:
Существуют понятия «буква» и «звук». Звук – мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Как я уже говорила, на занятиях с детьми, мы используем дидактические игры, например: «Хлопни в ладоши» — предлагаю ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слово с заданным звуком., «Начало, середина, конец»: я произношу слова с определённым звуком, а ребёнок определяет его позицию в слове., «Горлышко болит» произносим губами без звука все слово, только последний звук вслух.
Обучение грамоте – последовательный не быстрый процесс. Дети овладевают знаниями в своём, индивидуальном темпе, именно это и нужно учитывать в процессе обучения.
Статью подготовила педагог по обучению грамоте и математике Беккер Карина Геннадьевна