Успех человека во многом определяется его способностью четко и ясно выражать свои мысли, что напрямую связано с речевыми навыками. Основы правильной речи закладываются в раннем детстве, и именно этот период является ключевым для предотвращения речевых нарушений. В это время активно развиваются моторные функции, познавательная деятельность и речь, формируется личность.
С возрастом возможности гибкой корректировки состояния ребенка уменьшаются, и условия для компенсации нарушений становятся менее благоприятными. Гораздо проще предотвратить отклонения в развитии речевых навыков, чем исправлять их в будущем.
Симптомы речевых нарушений у детей раннего возраста могут включать:
Ненормальное течение доречевого периода (низкая активность в гулении и лепете, отсутствие звукового общения, однообразные вокализации).
Отсутствие реакции на звуки и речь у ребенка в возрасте одного года.
Неактивные попытки повторять слова (эхолалии) у ребенка в полтора года.
Неспособность выполнять простые задания на слух в возрасте 1,5–2 лет.
Отсутствие самостоятельной речи в два года.
Невозможность соединять слова в простые фразы в 2,5–3 года.
Полное отсутствие речевой активности в три года (использование только заученных фраз из книг или мультфильмов).
Превалирование неречевых средств общения (жестов, мимики) у детей старше 2,5 лет.
Отсутствие отклика на свое имя.
Нежелание подражать звукам.
Отсутствие реакции на простые слова и просьбы.
Невозможность реагировать на изменение интонации в обращении.
Также стоит учитывать неблагоприятные факторы, влияющие на развитие ребенка в утробе (интоксикации, токсикоз) и во время родов (родовая травма, асфиксия), преждевременные или стремительные роды, недостаточно развитые моторные навыки, а также наследственные факторы и позднюю коррекцию патологии ротовой полости (например, короткая уздечка).
Недоразвитие речи является сигналом для родителей, но не поводом для паники. Важно, чтобы родители занимали активную позицию и стремились к правильному общению с ребенком. Необходимо приложить усилия, уделять максимальное количество времени, терпения и внимания для того, чтобы помочь ребенку начать говорить.
Необходимо помнить, что у нормотипичных детей до трех лет задержка речевого развития может быть успешно скорректирована.
Статью подготовила детский логопед Мужановская Юлия Александровна