Успех в жизни во многом зависит от того, насколько хорошо, четко и внятно человек умеет излагать свои мысли, от его речи. Основные навыки правильной речи закладываются в раннем детстве.

Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным и в то же время благоприятным периодом, для профилактики речевых нарушений, т.к. развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.
С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Симптомы речевого нарушения детей раннего возраста:
А также неблагоприятные воздействия внутриутробного периода (интоксикация, токсикоз) и во время родов (родовая травма, асфиксия). Преждевременные или стремительные роды. У ребенка недостаточно развиты двигательные способности (моторика). После перенесенных серьезных заболеваний до года. Наследственность позднего развития речи (генетическая расположенность). Поздняя коррекция патологии ротовой полости (короткая уздечка и т.д.).
- Аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации).
- Отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года.
- Неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет.
- Невозможность в 1,5 – 2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.).
- Отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет.
- Неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет.
- Полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.).
- Преимущественное использование ребенком старше 2,5 лет неречевых средств коммуникации (мимики, жестов).
- Не откликается на свое имя.
- Не пытается подражать звукам.
- Не реагирует на простые слова и просьбы, озвученные при помощи простых и часто употребляемых слов.
- Не реагирует на изменение интонации, когда вы обращаетесь к нему.
А также неблагоприятные воздействия внутриутробного периода (интоксикация, токсикоз) и во время родов (родовая травма, асфиксия). Преждевременные или стремительные роды. У ребенка недостаточно развиты двигательные способности (моторика). После перенесенных серьезных заболеваний до года. Наследственность позднего развития речи (генетическая расположенность). Поздняя коррекция патологии ротовой полости (короткая уздечка и т.д.).

Недоразвитие речи — это сигнал родителям, но не повод для паники. Здесь важна активная позиция родителей, желание организовать общение с ребенком правильно. Необходимо приложить усилия, уделить максимум времени, терпения и внимания, чтобы разговорить ребенка.
Необходимо учитывать то, что у нормотипичных детей до 3-летнего возраста задержка речевого развития относительно легко поддается коррекции.
Необходимо учитывать то, что у нормотипичных детей до 3-летнего возраста задержка речевого развития относительно легко поддается коррекции.

Статью подготовила учитель-логопед Мужановская Юлия Александровна