В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Что такое межполушарные связи и зачем они нужны?
Известно, что у нашего мозга два полушария. Основными талантами правого полушария являются:
*восприятие своего «телесного» я, различные ощущения и схема тела;
*пространственные представления;
*способность воспринимать информацию целостно;
*правое полушарие эмоциональное, невербальное, музыкальное и образное.
Особыми талантами левого полушария являются:
*упорядочивание информации в пространственно-временном контексте,
*речевые функции, здесь находятся центры речи;
*логическая обработка информации и аналитическое мышление;
*чувство долга, ответственности, умение планировать и контролировать свою деятельность.
Известно, что у нашего мозга два полушария. Основными талантами правого полушария являются:
*восприятие своего «телесного» я, различные ощущения и схема тела;
*пространственные представления;
*способность воспринимать информацию целостно;
*правое полушарие эмоциональное, невербальное, музыкальное и образное.
Особыми талантами левого полушария являются:
*упорядочивание информации в пространственно-временном контексте,
*речевые функции, здесь находятся центры речи;
*логическая обработка информации и аналитическое мышление;
*чувство долга, ответственности, умение планировать и контролировать свою деятельность.

Любой психический процесс, а также такие виды деятельности как письмо, счет и чтение обеспечиваются слаженной работой двух полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон. В случае если данных связей сформировано недостаточно, происходит искажение переработки информации и у ребенка возникают сложности в познавательной деятельности.

Формирование межполушарных связей начинается очень рано, еще во внутриутробном периоде закладывается нейробиологическая основа для их становления. Во время рождения запускаются механизмы, резко активирующие стволовые структуры мозга и, соответственно, межполушарные связи. В период от рождения и до 2-3 лет ребенок активно нарабатывает базовый сенсомоторный опыт, у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка. Такие базовые взаимодействия ему очень пригодятся, когда он начнет писать, т.к. данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. Если такой согласованности нет, возникает ситуация, когда ребенок не может одновременно писать, думать и видеть написанное. А это уже большая вероятность появления дисграфии (нарушение процесса письма) и дислексии (нарушение процесса чтения).

Далее, в период от 2-3 лет до 7-8 лет формируется доминантность полушарий мозга по руке и речи. На данном этапе в случае несформированности межполушарных связей могут наблюдаться такие явления как:
- зеркальное написание букв и цифр;
- псевдолеворукость или амбидекстрия, вследствие несформированности доминантности полушарий мозга;
- логопедические проблемы из-за несформированности доминантного по речи левого полушария, (например, сложности формирования номинативной функции речи из-за отсутствия прочной связи между образом (правое полушарие) и словом (левое полушарие), а также задержка становления фонематического слуха).
Продолжение следует...